21.11.2022
Самообслуживание и
элементарный бытовой труд в МБДОУ Новоильинский детский сад «Ромашка»
Самообслуживание
- это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя. Этот вид
трудовой деятельности очень важен, так как он учит ребенка обходиться без
помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и удобстве, уметь
одеваться, раздеваться, принимать пищу, выполнять санитарно - гигиенические
процедуры. Воспитательное значение этой трудовой деятельности - жизненно
необходимо. Воспитатели сначала
правильно организовывают деятельность, а дальше после ежедневно повторяемых
действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание
начинает осознаваться как обязанность. Хозяйственно-бытовой труд- направлен на
обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке,
помощь взрослым в организации режимных моментов.
В
ходе обучения трудовым навыкам воспитатели групп формируют у детей желание
выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз,
когда они нуждаются в ней.
Мы стараемся
поддерживать попытки самостоятельно справиться с предложенным
делом, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах и
желание трудиться. Труд должен приносить детям радость, дети должны
радоваться своими результатами труда.
Основным видом труда младших дошкольников является самообслуживание.
Самообслуживание- это освоение ребенком культурно-гигиенических навыков:
навыков приема пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук, пользование
туалетом.
Повтор режимных процессов, настойчивость
требований к детям обеспечивает прочность навыков, закрепляет формирование
потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию. Когда у детей
сформирован навык самообслуживания, они легче и быстрее адаптируются в
обществе.
Благодаря навыкам самообслуживания
ребёнок осознаёт свои обязанности по отношению к ним и становится равноправным
членом коллектива.
Именно через самообслуживание ребёнок
постепенно осваивает умение заботиться не только о себе, но и о своих близких.
В
процессе самообслуживания он познаёт много нового о вещах, об их качествах и
назначении. Алгоритм последовательности процессов одевания, умывания,
раздевания требует работы памяти, а чтобы выполнить действия необходимо
научиться быть внимательным и сосредоточенным.
Взрослые
пополняют знания детей, совершенствуют их умения и навыки. И дальнейшее
развитие личности ребенка зависит от того насколько педагогически правильно
взрослые будут направлять развитие самостоятельности ребёнка. Воспитание
самостоятельности у ребенка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к
самообслуживанию.
Такие черты характера как воля, уверенность в
себе, активность и упорство в достижении цели также формируются с привития
навыков самообслуживания.
Успешность в самообслуживании зависит еще и от
того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Важно
продумать совместную деятельность педагогов, родителей и детей.
Очень важно, чтобы и
родители поддерживали стремление детей к самостоятельности, не разрушали веру в
собственные силы, не критиковали неумелые действия ребенка, его медлительность.
Пусть малыш повозится со своими колготками, сандалями – дайте ему время. Со
временем ребёнок приобретет навыки и ему не нужно будет прилагать столько
усилий, интерес переключится на другое, а привычка всё делать самому останется.
Если не воспитать этой привычки, то позднее, его с трудом придётся приучать,
заставлять.
Взрослые должны помочь ребенку увидеть свои
достижения, почувствовать радость переживания успеха в деятельности по
самообслуживанию. Важно помнить, обучение малышей самообслуживанию требует от
воспитателя и родителей большого терпения, спокойствия, понимания ребенка.
Приучая ребенка к самообслуживанию, воспитатели и родители
должны учитывать его индивидуальные особенности. С одним достаточно поговорить,
привести в пример брата, сестренку, друга, напомнить, что он должен быть
примером для младшего; с другим, необходимо более строго и решительно
потребовать выполнения поручения, обязанности.
В семье для формирования навыков самообслуживания должны
быть созданы необходимые условия: отведено место для полотенца, зубной щётки,
мыла; даётся удобная для одевания одежда с легко застёгивающимися пуговицами,
шнурки с наконечниками для обуви. Но этого еще недостаточно, необходимо
правильное руководство действиями детей со стороны всех взрослых членов семьи.
Требования одного члена семьи должны поддерживаться другими, так как
разногласия затрудняют процесс воспитания и подрывают авторитет взрослых в
глазах детей.
Взрослые должны следить за тем, чтобы каждая
вещь, игрушка, книга которой пользуется ребенок, после игры была убрана на
место самим ребенком. Здесь не должно быть поблажки. Выполнение этих требований
приучает его к самостоятельности, порядку, опрятности, воспитывает уважение к
труду взрослых.
Для формирования элементарного самоконтроля и
самооценки у младших дошкольников важно умение воспитателя использовать
многообразные приемы, для заинтересованности ребенка в самостоятельности,
освоения способов самоконтроля, оценка результата и его коррекции для
достижения удовлетворительного качества. Не менее важна тактичность педагога по
отношению к конкретному ребенку вне зависимости от его умелости, эмоционального
настроя, индивидуальных особенностей.
Вызвать положительный эмоциональный настрой у
детей позволяют короткие стихи и потешки. ("Чище мойся – воды не
бойся"; "Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята,
и жучки, и паучки…" и т. п., игровые массажи (массаж пальцев
"Умывание", массаж рук "Мыло", массаж лица "Умывалочка").
Особое воздействие на детейоказывают художественные произведения: А. Барто
"Девочка чумазая", К. Чуковского "Мойдодыр", В. Маяковского
"Что такое хорошо и что такое плохо", З. Александровой "Что
взяла клади на место", И. Муравейка "Я сама", рассказы Л.
Вороньковой "Маша- растеряша", к игровым приёмам можно отнести
загадывание загадок.
Хорошо использовать игры, в которые нужно
играть малыми подгруппами (по 3-5 человек) с использованием игрового персонажа,
что позволит сформировать представления о последовательности действий и
способах самоконтроля (игры "Научим куклу Таню мыть руки",
"Научим Катю одевать вещи правильно" и др.). Суть игр – проблемные
ситуации, в которые попадает игровой персонаж.
При
обучении детей нужно учитывать их опыт. Важна последовательность в обучении.
Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем
действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
Пошаговое
усложнение требований поддерживает интерес ребенка к самообслуживанию,
позволяет совершенствовать навыки.
Для развития мелкой моторики целесообразны
дидактические пособия, обеспечивающие в игровой форме упражнения в
застегивании, шнуровке, завязывании.
Контролировать последовательность действий в процессе одевания
на прогулку помогают детям наклеенные картинки- схемы с изображением одежды и
обуви, обеспечивающие рациональную очередность действий.
Глядя на эти схемы, каждый ребёнок видит, что надо сделать
сначала, что потом и чем заканчивается тот или иной процесс, т. е. ребёнок
может проконтролировать последовательность своих действий.
В детском саду созданы основные условия для успешного
формирования навыков самообслуживания: рационально организованная обстановка,
четкий режим дня и руководство взрослых.
Например,
достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит
мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над
каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим
дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже
время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры
поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.
Ежедневно повторяясь, режим дня приучает
организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем
самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.
Воспитателю МБДОУ Новоильинский детский сад
«Ромашка» ставят перед собой такие задачи:
1. Помочь
ребёнку овладеть простыми действиями (надеть или снять носочки, колготки, майку
и т. д.) из которых складываются процессы самообслуживания (одевание,
раздевание, умывание и др.).
2. Приучить
соблюдать гигиенические правила, правила поведения за столом во время еды.
3. Сформировать
отчётливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначении и
способах использования; правилах обращения с предметами для детского
самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной
комнаты, столовые приборы).
4. Поддерживать
и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего
вида, самостоятельности в самообслуживании.
5. Поддерживать
первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание,
эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами
оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч,
снять сапоги, валенки и т. д.)
6. Обязательна
работа с родителями - собрания, консультации, беседы, лекции, семинары, дни
открытых дверей, тематические стенды, выставки и др. Вопросам развития
самостоятельности через приобщение дошкольников к труду может быть посвящена
специальная беседа, на которую приглашаются родители, особенно нуждающиеся в
советах педагога.