21.11.2022
Известно, что дошкольное детство
— это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из
наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие
познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и
психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо
определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников
к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие
изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у
дошкольников.
Основными принципами в
соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме
того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных
качеств дошкольников. Согласно ему, программа ООП МБДОУ Новоильинский детский сад
«Ромашка» обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Особое внимания
уделяем познавательно-исследовательской деятельности (исследование
объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными
видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация
решения познавательных задач;
– применение
экспериментирования в работе с детьми;
– использование
проектирования.
В
основе познавательно –исследовательской деятельности
дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания.
Опытно -экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить
эти потребности и ем самым продвинуть развитие дошкольника
вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
В соответствии с
требованиями ФГОС, воспитатели в детском саду
ежедневно организовывают ситуации, провоцирующие познавательную
активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является
экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.
экспериментально-исследовательская
деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная
на развитие познавательной активности дошкольников.
Содержание
исследований предполагает формирование следующих представлений.
·
О
мире животных и растений: как
звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их
роста и развития (свет, влага, тепло).
·
О
материалах: глина, бумага,
ткань, дерево, металл, пластмасса.
·
О
человеке: мои помощники –
глаза, нос, уши, рот.
·
О
природных явлениях: времена года,
явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.
·
О
предметном мире: посуда, мебель,
игрушки, обувь, транспорт.
·
О
геометрических эталонах:
круг, прямоугольник, призма, ромб.
В процессе
экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость
давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы
стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с
новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.