11.03.2020
Одна
из задач ФГОС, которую должны решать педагоги в ходе образовательной
деятельности, – поддерживать инициативу дошкольников и учить
их самостоятельно открывать новые знания. Справиться с этой задачей
им поможет педтехнология «Ситуация». На педагогическом часе
в марте расскажите воспитателям, как использовать эту педтехнологию
на примере разных занятий.
Педтехнология
«Ситуация» – технология поддержки детской инициативы.
Какие
этапы включает педтехнология «Ситуация»
В основе педтехнологии
«Ситуация» – образовательные ситуации, которые моделирует педагог. Дети
сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что пока у них
не получается, учатся понимать причины своих затруднений и находить
способы, как их преодолеть. Такие образовательные ситуации могут
отличаться по содержанию, локализации во времени и форме организации.
Например, это могут быть прогулки, экскурсии, занятия в группе.
Несмотря на отличия, все
образовательные ситуации имеют сходную структуру и включают в себя
шесть последовательных этапов. В работе с детьми, когда педагог
моделирует конкретную образовательную ситуацию, он должен придерживаться
этих этапов. Рассмотрим их подробнее.
|
|
|
1-й
этап – введение в ситуацию. Задача педагога на данном
этапе – создать условия, чтобы у детей возникла внутренняя
потребность, «детская» цель включиться в познавательную деятельность.
У этой познавательной деятельности должна быть и «взрослая» цель,
которую определяет содержание образования. Ее педагог фиксирует
в целях своей педагогической деятельности, то есть
в обучающих, воспитательных и развивающих целях занятия. 2-й
этап – актуализация детского опыта (знаний, умений, навыков). Педагог
организует совместную с детьми деятельность. Она актуализирует
у дошкольников мыслительные операции, знания и умения, которые
необходимы им для следующего шага. 3-й
этап – затруднение в ситуации (проблематизация содержания). Педагог
моделирует проблемную ситуацию. В этой ситуации детям потребуется выполнить
новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели.
С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» воспитатель
помогает дошкольникам зафиксировать их затруднение – сформулировать
его и выявить, в чем его причины. Поскольку
затруднение оказывается личностно значимым для каждого ребенка, так как оно
мешает достигнуть его «детской» цели, у детей возникает внутренняя
потребность преодолеть это препятствие. Теперь это уже новая для них цель,
которая связана с познанием и соотносится с «взрослой» целью.
Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка. 4-й
этап – открытие детьми нового знания или способа действий. На данном
этапе взрослый организует познавательный процесс так, чтобы дети
самостоятельного искали и открывали новые знания или способы действия.
При необходимости на этом этапе педагог оказывает детям помощь, если
у них возникнут затруднения, но не дает им готовое
решение. 5-й
этап – включение нового знания или способа действий в систему
знаний. На этом этапе педагог организует различные виды детской
деятельности. Дошкольники могут применить в этих видах деятельности
новое знание или способ действий, которые они самостоятельно открыли. При
этом условия, в которых дошкольники будут применять действия, педагог
может изменить. 6-й этап – осмысление. На данном этапе дошкольники соотносят цели и результаты своей деятельности. Они фиксируют, получилось ли у них достигнуть цель, и определяют условия, которые позволили им этого добиться. Например, потому что они действовали в команде. Этап осмысления важен, так как помогает детям не только открыть новые знания, но и освоить путь к ним. |
|
|
Как применять педтехнологию «Ситуация» на занятиях по направлениям
развития
Педтехнологию «Ситуация» педагоги
могут применять на занятиях по всем направлениям развития
детей – социально-коммуникативному, познавательному, речевому,
художественно-эстетическому, физическому, а также в иных формах
организации образовательного процесса. Например, в коллекционировании,
когда необходимо классифицировать экспонаты или элементы коллекции,
в проектной деятельности или когда детям нужно решить ситуативные задачи.
Рассмотрим примеры, как применять педтехнологию «Ситуация» на занятиях
по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию
детей.
Конструирование. На занятии
по конструированию педагог может предложить детям преобразовать созданную
конструкцию, но с учетом конкретных условий: «Постройте такую же
арку, но чтобы через нее мог проехать этот грузовик с прицепом.
В прицепе – вышка или жираф».
Чтобы преодолеть затруднение, дети
расширят арку, увеличат в высоту или сделают верхнюю часть съемной.
Возможно, им придется скорректировать ширину арки, ведь автомобилю
с прицепом нужно будет развернуться, сделать крутой поворот, чтобы
проехать заданным маршрутом. В результате дети самостоятельно найдут новые
конструктивные решения. Здесь педтехнология «Ситуация» тесно взаимодействует
со STEM-технологиями (О STEM-технологиях
в работе с детьми дошкольного возраста читайте в ближайших
номерах. – Примеч. ред.).
Речевое
развитие. Воспитатель предлагает простую и понятную детям игру
«Найди лишнего». С ее помощью педагог развивает у детей разные
мыслительные операции: анализ – например, дети разбирают каждый цветочек
«на детали» и рассматривают эти детали в отдельности;
синтез – рассматривают всю совокупность объектов; сравнение –
сравнивают несколько объектов, а также вариативность мышления. Дети учатся
понимать, что задача может иметь несколько разных решений, и каждое
из них будет правильным. Главное для ребенка – обосновать свое
мнение, и это уже мощный стимул для развития речи, для того, чтобы облечь
свою мысль в слова, донести ее до сверстников и взрослого.
Воспитатель выслушивает все ответы
детей, даже самые абсурдные. Ведь у дошкольников своя логика,
и понять ее можно, если дать им высказаться. Вначале взрослый
не помогает ребенку, дает ему возможность справиться самостоятельно. Своим
невмешательством взрослый как бы говорит: «Ты молодец!
Я в тебя верю. У тебя все получится». Помощь воспитатель
оказывает детям при необходимости.
Художественно-эстетическое
развитие. На занятиях по данному направлению развития
затруднения детей могут быть связаны с тем, как подобрать краску нужного
оттенка, «открыть» новые приемы рисования, лепки или аппликации. Возможно,
новый прием найдет только один ребенок – и тогда педагог попросит его
поделиться своим опытом с остальными, и все дети в группе смогут
оценить творчество своего сверстника.
Физическое
развитие. На занятиях по физической культуре или в ходе
подвижных игр педагог также может предоставить возможность найти способ, как
преодолеть возникшие препятствия. В этом случае задачи физического
развития педагог решает вместе с задачами социально-коммуникативного
развития детей: развивает у них уверенность в себе, в своих
силах, воспитывает такие важные качества, как желание оказать помощь, вместе
добиться желаемого результата.
Таким образом, педтехнология
«Ситуация» универсальна. С ее помощью педагоги смогут сформировать
у детей механизмы саморазвития, личностного развития, развивать детскую
самостоятельность в совокупности с ответственностью, инициативность
вместе с желанием реализовать инициативу в практической деятельности.
Дошкольники научатся находить и обосновывать выход из затруднений
и достигать собственного позитивного результата. Таким образом, эта
педтехнология поможет педагогам развивать у детей механизмы адаптации
к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, научить
их действовать самостоятельно, в том числе в условиях
неопределенности.