05.10.2022
Мы живем в 21 веке -
это век компьютерных технологий.
У детей, казалось бы, есть все для их
развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему - то все больше и
больше встречаются дети с речевыми нарушениями. Следует помнить, чтобы
развивать у детей речь, память, мышление и воображение необходимо развивать
мелкую моторику рук у детей. Развитие мелкой моторики ребенка тонких движений
кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как
один из показателей психического развития ребенка.
Проблема здоровьесберегающих технологий в работе с
детьми дошкольного возраста является актуальной, в связи с тем, что мы живем в
21 веке - это век компьютерных технологий.
У детей, казалось бы,есть все для их развития: компьютеры, телефоны,
телевизоры, но почему - то все больше и больше встречаются дети с речевыми
нарушениями.
Над этой проблемой работали
М. М. Сеченов, Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. Г. Денисова, М. Ю.
Кистяковская, показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит
в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде
всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья
дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка
к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения
оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической
компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую
классификацию здоровьесберегающих технологий:
1
медико-профилактические
2
физкультурно-оздоровительные направленные на физическое развитие и
укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств,
закаливания, дыхательной гимнастики и др.;
3 обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка —
технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и
др.;
4
здоровьесбережения и
здоровьеобогащения педагогов;
5
образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников,
личностно-ориентированного воспитания и обучения);
6 обучения здоровому образу
жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные
игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные
(арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия,
психогимнастики и др.)
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий
следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей
среды, под которой понимается системная совокупность и порядок
функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств,
используемых для достижения педагогических целей.
Например:
Технология «Камешки Марблс» относится к здоровьесберегающим
технологиям, так как она сочетает в себе развитие высших психических функций,
решение познавательных задач, развитие коммуникативных способностей,
возможность проявления творческого начала и поддержания детской инициативы.
Применение камушков "Марблс"
это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Дети с
большим удовольствием перебирают, рассматривают и выкладывают камешки.
Марблс - это сияющий
стеклянный шарик что в переводе с английского означает мрамор, далёкий потомок
глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Некоторые
камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название - кабошоны, что в
переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более
удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной
стороны камень выпуклый, а с другой – ровный. Игры с шариками Марблс – это и
физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук,
ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется
быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает
положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.
Движения пальцев рук
стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная
стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, -
необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Детям нравится создавать не
только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе
бумаги с помощью разноцветных камешков.
Работа с камешками создает
условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук -
отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует
развитию различных мышц рук.
При использовании на занятии
разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок,
совершенствуется зрительно-моторная координация, повышается острота зрения,
фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции,
сопряженные с движением руки – более координированными, улучшается целостное
зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными.
Работа с камешками создает
условия для развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой
активности, познавательной деятельности.
В занятие, проводимое
педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое
упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование,
загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.
Игры и игровые приемы с
данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все
упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития,
заинтересованности в игре. Удобно подбирать задания по лексическим темам. Для
создания игровых ситуаций можно использовать мелкие игрушки, цветные силуэты,
изображения.
Соответствие
требованиям ФГОС
Материал может
использоваться как в организованной образовательной
деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Камешки Марблс являются
полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных
областях. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости
от поставленных целей и задач. Каждое упражнение может изменяться в зависимости
от возраста детей, их развития и заинтересованности в игре.
Упражнение "Знакомство"
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камешками "Марблс".
Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по
перебирать камушки руками.
Выкладывать их из емкости,
двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с
текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом -
красный, синий, зеленый,..
Затем дается время для
самостоятельного манипулирования.
Упражнение
"Найдем предмет" или "Угадай-ка"
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения
выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс" (Например:
небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)
Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из
киндер-сюрпризов.
Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с
открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек
закрытыми глазами, определить что это.
Упражнение "Змейка"
Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому;
развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс". Для детей с низкой
моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы
все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные
цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет,
два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков
одного цвета и 4 камушка другого цвета).
Упражнение "Помоги"
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по
образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой
деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки "Марблс", карточки с эталонами цвета,
емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Задание: Педагог обращает внимание, что все камешки разных
цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и
предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет -
зеленый и отбирают , и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При
повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
Требования к организации проведения
упражнений и игр с камешками:
Особое внимание уделяем правилам безопасности!
Объясните ребенку несколько раз, что камешки и шарики «Марблс» несъедобны,
невкусны и нельзя их брать в рот!!! Их нельзя кидать, так как они стеклянные и
могут разбиться.
Используемая
литература
1.Интернет
–ресурсы ,( материал взят из просторов интернета в свободном доступе)
2 Филичeвa T. Б. и дp. Ocнoвы лoгoпeдии: Учeб. пocoбиe для cтyдeнтoв пeд. ин-тoв пo cпeц. «Пeдaгoгиka и пcихoлoгия (дoшk.) » / T. Б. Филичeвa, Н. A. Чeвeлeвa, Г. В. Чиpkинa. - M.: Пpocвeщeниe, 1989. -223 c. — Источник: https://aprilis.ru/literatura-o-primenenii-kamushkov-marbls-logopedicheskie-irgy-s.html © aprilis.ru
.4 Выготский Л.С.
История развития высших психических функций. М.,1986.