15.12.2020
«Организация детского
экспериментирования
в ДОУ»
Процесс обучения и воспитания в детском
саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему
необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума,
знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и
процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу —
это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному
поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.
Современная система образования в детском саду отходит
от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от
педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в
создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и
совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов
окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2
лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных
действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на
прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о
твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений
опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в
экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники
способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас
и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки.
Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по
самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения.
Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники
совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами,
как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных
моментах.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и
неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог
работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках,
тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной
деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная
среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория.
Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают
положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых
результатов, новой информации.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Образовательные задачи |
Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах. Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и
явлениями. Формирование умения делать выводы,
открытия. |
Развивающие задачи |
Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление,
систематизация, обобщение, анализ. Развитие мелкой моторики и координации движений. Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия. Развитие внимания и памяти. Развитие речевых способностей. |
Воспитательные задачи |
Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию. Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований. Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи. Воспитание усидчивости и аккуратности. |
Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности
выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:
Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная
ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос,
выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность
и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной
системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей
возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить
результат.
Наблюдения за объектом. Организованное
в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и
процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования,
проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем
разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является
одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Опыты и эксперименты. Наряду
с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя
элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить,
извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники
с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами,
углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с
песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми
младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию
самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности
развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует
становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
Виды детского экспериментирования — таблица
По характеру познавательной деятельности
детей |
иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые
факты); поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём); решение познавательных задач. |
По месту в образовательном цикле |
первичное; повторное; заключительное; итоговое. |
По характеру мыслительных операций |
констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с
другими объектами или явлениями); сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств
объекта во время какого-либо процесса); обобщающее (есть возможность определить
закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в
предыдущих экспериментах). |
По способу применения |
демонстрационное; фронтальное. |
В
опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и
практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было
получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков,
то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер.
Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными
инструментами осуществляется в рамках исследовательской
опытно-экспериментальной деятельности.
Виды занятий по экспериментированию
Игры-эксперименты. Поскольку
ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и
эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует
сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в
проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут
действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи
воздуха и др.).
Моделирование. Знания о свойствах
предметов дети могут получить через изучение или
построение моделей реально существующих объектов (вулкан,
айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной
деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи
кусочков бумаги и создания воздушного потока), педагогу важно учитывать
возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.
Опыты. Проведение
опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по
окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории
или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с
воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче
откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом,
различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду
обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.
Индивидуализация заданий опытно-экспериментальной направленности
Организация
детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в
обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД,
когда детям даются задания различного уровня сложности на проведение опыта.
Например, на занятии «Тонет — не тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт
задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из
разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень), а
второй подгруппе — определить плавучесть предметов разного веса и формы, но
состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает
выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает
сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей
плотности и объёма.
Разноуровневые
задания даются во время прогулок по проведению экспериментирования с водой,
песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после
проводится совместное обсуждение.
Самостоятельная
деятельность воспитанников инициируется педагогом с целью совершенствования
навыков проведения экспериментов с учётом личных интересов детей. В различных
центрах активности могут быть организованы игры-эксперименты, изучение моделей
и макетов, наблюдение за жизнедеятельностью растений, проведение собственно
опытов с веществами.
Мотивирующее
начало занятий
У детей
дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному
контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов. Особенно
их привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные
инструменты и непривычные материалы для исследования.
Педагогу
важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы
на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации.
Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие
положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему
стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало
занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо
проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях
используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации
книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические
гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся
возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные
персонажи.
Варианты мотивирующих начал — таблица
Тема занятия, возрастная группа |
Вариант мотивирующего начала |
«Таяние снега», первая младшая группа |
Включение в игровую ситуацию. |
«Домик для ёжика», вторая младшая группа |
Создание сюрпризного момента. |
«Свойства воды», средняя группа |
Изучение плаката «Круговорот воды в
природе». Проведение познавательной беседы о формах воды в природе. |
«Мусор в землю закопаем», старшая группа |
Просмотр презентации о загрязнении почвы
и её возможных последствиях. |
«Выращивание кристаллов соли», подготовительная
группа |
Изучение иллюстраций о способах добычи
соли. |
Опытно-экспериментальное
занятие в детском саду
Занятие
опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом
возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:
·
младшая
группа — 15 минут;
·
средняя
группа — 20 минут;
·
старшая
группа — 25 минут;
·
подготовительная
группа — 30 минут.
Для
профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая
(дидактические игры), физическая (физкультминутки, подвижные игры),
развлекательная (пение), познавательная (изучение наглядного материала,
проведение беседы).
Практическую
работу предваряет повторение правил техники безопасности и проговаривание
последовательности выполнения действий во время эксперимента. По завершении
опыта каждый воспитанник приводит в порядок своё рабочее место, помогает
воспитателю убрать инструменты.
Обязателен
этап рефлексии в конце занятия: ребята сообщают результаты эксперимента,
делятся эмоциями от процесса открытия.
Фиксация результатов
экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ
Фиксация
результатов практического исследования или наблюдения является обязательным
этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию
нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников.
А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования
запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой,
двигательной, обонятельной).
Способы
фиксация результатов детского экспериментирования:
1.
Графический.
Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм:
карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения,
аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4
лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет
собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С
воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или
мнемокарты.
2.
Ментальный.
Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются
речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического
исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы:
воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента,
сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие
дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и
систематизировать знания об объектах.
3.
Практический.
Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге —
зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется
схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью
дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки
экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в
детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления
отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.
Оформление центра экспериментирования
Важным
условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду
является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для
практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для
наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для
функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В
исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для
демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения
познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются
стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов
продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики.
Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении
опытов (например, в виде плаката).
Особое
внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе.
Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и
совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального
состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому
переутомления, снимают напряжение мышц).
Материальное
оснащение центра экспериментирования:
·
природные
материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна;
·
приборы:
магниты (в т. ч. магнитная стружка), увеличительные линзы, линейки, подзорная
труба, весы, микроскоп, термометр, лампы;
·
сосуды:
стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
·
медицинские
материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, ватные
диски, марля и бант;
·
вещества:
соль, сахар, марганцовка, пищевые красители, мука;
·
фартуки,
защитные очки, шапочки или косынки, перчатки, нарукавники;
·
листки
наблюдений и журналы для фиксирования результатов экспериментирования.