24.11.2022
Эстетическое воспитание является
неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В
процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие,
культурные ценности. В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный
фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание
эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения
ребенка к культуре. Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее
развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели,
необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет
знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития
способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому
воспитанию.
В основе ФГОС ДО заложены следующие основные
принципы: – поддержка специфики и разнообразия детства; – сохранения
уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и
детей; – уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым
участникам образовательной деятельности; – осуществление образовательной
деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде
всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие
ребенка.
Перед педагогами ДОУ стоит задача в том,
чтобы научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать
художественное восприятие, эмоциональную сферу, способность к коммуникации
через художественные образы. В целом назначение любого вида искусства — это
отражение сегодняшней действительности в художественных образах, и то, как
ребенок научится их воспринимать, размышлять об идее художника, композитора,
писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя ДОУ.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие смыслового восприятия
и понимания произведений искусства и окружающего мира; становление собственного
эстетического отношения к нему; формирование начальных представлений о
различных видах искусства — музыки, художественной литературы, фольклора.
Огромную роль играет и эмоциональное отражение: умение сопереживать персонажам
художественных произведений, видеть характеры героев и учит оценивать отношение
автора произведения к написанному. Педагоги ДОУ обращают внимание детей на разнообразие форм,
цветов, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре,
в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у детей
эмоциональной отзывчивости, воспитатели и педагоги ДОУ побуждают детей к
совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения
через проявление различных внешних признаков. В реализации
художественно-эстетического направления, создано вовлечение детей в разные виды
деятельности: в сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В изобразительной
деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании —
экспериментирование с цветом, составление композиций; знакомство с техниками
оригами, папье-маше, аппликация из рваной бумаги; работа с различными
материалами: пластилином, глиной, бумагой, тканью, природным материалом и
разными видами конструкторов: деревянный, бумажный, Лего, мягкий. Используются
такие средства, как кисточки, карандаши, ножницы. В музыкальной деятельности —
танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах — создаются художественные
образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В
театральной деятельности, сюжетно — ролевой и режиссерской игре — способность
языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации учатся передавать
характер, переживания и настроения персонажей. Важным для
художественно-эстетического развития является и приобщение детей к истокам
народного творчества. Дошкольников знакомят с традиционными национальными и
региональными промыслами, обрядами, песнями, хороводами; побуждают
воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной
музыкальной, театрализованной деятельности. Таким образом, новые воспитательные
цели в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают качественные
изменения в сфере художественно-эстетического развития.