24.11.2022
Речевое развитие по-прежнему остается
наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития – это
развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие
включает компоненты:
1) овладение речью как средством общения и
культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне,
чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и
взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2) обогащение активного словаря (происходит за
счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря
педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные
условия при комплексно - тематическом планировании работы);
3) развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из
двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является
словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова,
соединять их в предложения);
4) развитие речевого
творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно
составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении
стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это
становится возможным, если мы создаем для этого условия);
5) знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
(главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих
семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна
стать спутником детей);
6) формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка
к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От
способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и
формирование правильного произношения);
7) развитие звуковой и интонационной
культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений,
произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится
называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО
включает в себя развитие речи и художественную литературу.
Основными направлениями (задачами) работы
по развитию речи являются:
·
овладение речью как
средством общения и культуры;
·
обогащение активного
словаря;
·
развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи;
·
развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха;
·
развитие речевого
творчества;
·
знакомство с книжной
культурой, детской литературой;
·
понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
·
формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Требования к результатам освоения
образовательной программы ДО:
·
ребенок достаточно
хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;
·
может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения;
·
может выделять звуки в
словах;
·
у ребенка складываются
предпосылки грамотности.
В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет
формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.
Речевой навык – это речевое действие,
достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту
или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение,
членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода,
числа и т. п.).
Речевое умение – особая способность человека,
которая становится возможной в результате развития речевых навыков.
Различают четыре вида речевых умений:
1.
Умение говорить, т. е.
излагать свои мысли в устной форме;
2.
Умение
аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);
3.
Умение излагать свои
мысли в письменной речи;
4.
Умение читать (понимать
речь в ее графическом изображении).
Построение образовательного процесса
должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы
осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников,
оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных
особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.
1) Ведущей формой работы
по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Образовательные ситуации используются:
– в непосредственно
организованной образовательной деятельности – в процессе организации
различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены
на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы,
на развитие умений в разных видах деятельности (игровой,
коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно
литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной,
двигательной);
– в ходе режимных моментов и направлены на
закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях,
проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Особенности речевого развития первой
младшей (ясельной) группы
- методы и приёмы, направленные
на развитие речи как средства общения (поручения,
подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);
- методы и приёмы, направленные на
формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);
- самостоятельное рассматривание картинок,
игрушек, книжек (на развитие инициативной речи)
Особенности речевого развития второй
младшей группы
- методы и приёмы, направленные
на развитие речи как средства общения (поручения,
подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством
речи в разных видах деятельности);
- методы и приёмы, направленные на
формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);
- организация «Уголка интересных
вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок,
игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения
представлений детей об окружающем).
Особенности речевого развития средней группы
- методы и приёмы, направленные
на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в
получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со
сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета);
- методы и приёмы, направленные на
формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов;
подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного
интереса);
- организация деятельности в «Уголке
интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы,
магниты и др. для развития объяснительной речи).
Особенности речевого развития старшей
и подготовительной к школе групп
- методы и приёмы, направленные
на развитие речи как средства общения (знакомство с
формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп
диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
- методы и приёмы, направленные на
формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей;
трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов;
уточнения, обобщения);
- организация деятельности в «Уголке
интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении
представлений детей о многообразии окружающего мира; организация
восприятия с последующим обсуждением);
- создание индивидуального «авторского речевого
пространства» каждого ребёнка.
В
каждой возрастной группе ДОУ:
1.
Создаются
благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не
только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной
деятельности;
2.
Обеспечивается высокий
уровень речевой активности детей;
3.
Происходит овладение
детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой
разговорной речи.