24.11.2022
Социально-коммуникативное
развитие детей относится к числу важнейших проблем. Его актуальность
возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального
окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты,
доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Задача
педагогов нашего ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не
только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные,
обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для
дальнейшей жизни.
В связи с этим перед педагогами нашего ДОУ
поставлены следующие задачи:
- усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и
сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности
со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Деятельность
педагогов нашего ДОУ по обеспечению необходимых условий для
социально-коммуникативного развития детей включает:
• организацию предметно-пространственной среды;
• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с
использованием проблемных ситуаций;
• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных
черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством
педагога и самостоятельной деятельностью детей;
• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению
с взрослыми и сверстниками.
Социализация является важным
условием гармоничного развития ребенка.
Большое значение в работе по развитию социально- коммуникативных
умений дошкольников имеет совместная деятельность детей и взрослых.
Основные формы деятельности по социально–коммуникативному
развитию дошкольников: групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые
проводятся в организованной образовательной деятельности (ООД) в
режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с
учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.
Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное
значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с
музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение
взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это
становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие» реализуется в 4-ех направлениях:
·
развитие игровой
деятельности;
·
патриотическое
воспитание;
·
формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе;
·
трудовое воспитание.
Развитие игровой деятельности детей
Игра - это школа социальных отношений, в
которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело
помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в
воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать
эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Педагоги нашего ДОУ используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для
налаживания диалогического общения используются настольно-печатные,
дидактические игры, игры с правилами, сюжетно-ролевые игры.
Игры детей после завтрака согласовываются с характером и содержанием дальнейшей
образовательной деятельности.
Игры между занятиями. Для всех групп детей подбирают игры, которые
предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками,
мячом, несложным конструктором.
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей,
способствующие не только физическому воспитанию. В них происходит игровое
перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей на прогулках, в
свободное время.
Патриотическое воспитание
Задачи патриотического воспитания.
• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу;
• Формировать бережное отношение к природе и
всему живому;
• Воспитывать уважение к труду;
• Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
• Формировать элементарные знания о правах человека;
• Расширять представления о городах России;
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на
занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как
необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и
формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Формирование основ безопасного поведения
Воспитание
навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе
желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность,
наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.
Данная работа проводится через:
• организованную деятельность детей – занятия,
экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы
воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Основным содержанием образовательной деятельности нашего ДОУ по формированию у
детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является
разработка проектов, проведение месячников безопасности (в сентябре и мае
учебного года, тренировочных эвакуаций и др.).
Основная цель мероприятий - расширение
представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от
соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в
коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность.
Трудовое воспитание
Главная цель трудового
воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также
правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника
сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а
также укрепляет его физические силы и здоровье.
Задачи трудового воспитания
• Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и стремление оказать
помощь;
• Развивать трудовые навыки, совершенствовать их, и постепенно увеличивать
содержание трудовой деятельности;
• Формировать у детей положительные личные качества, такие, как стремление к
труду, заботливость, ответственность, бережливость;
• Развивать навыки организации работы;
• Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между
детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять
помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать
замечания.
Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем
направлениям данной образовательной области способствует
социально–коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более
раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными,
более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым;
способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность
совместно принимать решения и следовать их выполнению.