Педтехнология «Ситуация». Как использовать ее на занятиях с детьми.

11.03.2020

Одна из задач ФГОС, которую должны решать педагоги в ходе образовательной деятельности, – поддерживать инициативу дошкольников и учить их самостоятельно открывать новые знания. Справиться с этой задачей им поможет педтехнология «Ситуация». На педагогическом часе в марте расскажите воспитателям, как использовать эту педтехнологию на примере разных занятий.

Педтехнология «Ситуация» – технология поддержки детской инициативы.

Какие этапы включает педтехнология «Ситуация»

В основе педтехнологии «Ситуация» – образовательные ситуации, которые моделирует педагог. Дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что пока у них не получается, учатся понимать причины своих затруднений и находить способы, как их преодолеть. Такие образовательные ситуации могут отличаться по содержанию, локализации во времени и форме организации. Например, это могут быть прогулки, экскурсии, занятия в группе.

Несмотря на отличия, все образовательные ситуации имеют сходную структуру и включают в себя шесть последовательных этапов. В работе с детьми, когда педагог моделирует конкретную образовательную ситуацию, он должен придерживаться этих этапов. Рассмотрим их подробнее.


Этапы работы с детьми по педтехнологии «Ситуация»

 

1-й этап – введение в ситуацию. Задача педагога на данном этапе – создать условия, чтобы у детей возникла внутренняя потребность, «детская» цель включиться в познавательную деятельность. У этой познавательной деятельности должна быть и «взрослая» цель, которую определяет содержание образования. Ее педагог фиксирует в целях своей педагогической деятельности, то есть в обучающих, воспитательных и развивающих целях занятия.

2-й этап – актуализация детского опыта (знаний, умений, навыков). Педагог организует совместную с детьми деятельность. Она актуализирует у дошкольников мыслительные операции, знания и умения, которые необходимы им для следующего шага.

3-й этап – затруднение в ситуации (проблематизация содержания). Педагог моделирует проблемную ситуацию. В этой ситуации детям потребуется выполнить новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» воспитатель помогает дошкольникам зафиксировать их затруднение – сформулировать его и выявить, в чем его причины.

Поскольку затруднение оказывается личностно значимым для каждого ребенка, так как оно мешает достигнуть его «детской» цели, у детей возникает внутренняя потребность преодолеть это препятствие. Теперь это уже новая для них цель, которая связана с познанием и соотносится с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка.

4-й этап – открытие детьми нового знания или способа действий. На данном этапе взрослый организует познавательный процесс так, чтобы дети самостоятельного искали и открывали новые знания или способы действия. При необходимости на этом этапе педагог оказывает детям помощь, если у них возникнут затруднения, но не дает им готовое решение.

5-й этап – включение нового знания или способа действий в систему знаний. На этом этапе педагог организует различные виды детской деятельности. Дошкольники могут применить в этих видах деятельности новое знание или способ действий, которые они самостоятельно открыли. При этом условия, в которых дошкольники будут применять действия, педагог может изменить.

6-й этап – осмысление. На данном этапе дошкольники соотносят цели и результаты своей деятельности. Они фиксируют, получилось ли у них достигнуть цель, и определяют условия, которые позволили им этого добиться. Например, потому что они действовали в команде. Этап осмысления важен, так как помогает детям не только открыть новые знания, но и освоить путь к ним.

   


Как применять педтехнологию «Ситуация» на занятиях по направлениям развития

Педтехнологию «Ситуация» педагоги могут применять на занятиях по всем направлениям развития детей – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, а также в иных формах организации образовательного процесса. Например, в коллекционировании, когда необходимо классифицировать экспонаты или элементы коллекции, в проектной деятельности или когда детям нужно решить ситуативные задачи. Рассмотрим примеры, как применять педтехнологию «Ситуация» на занятиях по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию детей.

Конструирование. На занятии по конструированию педагог может предложить детям преобразовать созданную конструкцию, но с учетом конкретных условий: «Постройте такую же арку, но чтобы через нее мог проехать этот грузовик с прицепом. В прицепе – вышка или жираф».

Чтобы преодолеть затруднение, дети расширят арку, увеличат в высоту или сделают верхнюю часть съемной. Возможно, им придется скорректировать ширину арки, ведь автомобилю с прицепом нужно будет развернуться, сделать крутой поворот, чтобы проехать заданным маршрутом. В результате дети самостоятельно найдут новые конструктивные решения. Здесь педтехнология «Ситуация» тесно взаимодействует со STEM-технологиями (О STEM-технологиях в работе с детьми дошкольного возраста читайте в ближайших номерах. – Примеч. ред.).

Речевое развитие. Воспитатель предлагает простую и понятную детям игру «Найди лишнего». С ее помощью педагог развивает у детей разные мыслительные операции: анализ – например, дети разбирают каждый цветочек «на детали» и рассматривают эти детали в отдельности; синтез – рассматривают всю совокупность объектов; сравнение – сравнивают несколько объектов, а также вариативность мышления. Дети учатся понимать, что задача может иметь несколько разных решений, и каждое из них будет правильным. Главное для ребенка – обосновать свое мнение, и это уже мощный стимул для развития речи, для того, чтобы облечь свою мысль в слова, донести ее до сверстников и взрослого.

Воспитатель выслушивает все ответы детей, даже самые абсурдные. Ведь у дошкольников своя логика, и понять ее можно, если дать им высказаться. Вначале взрослый не помогает ребенку, дает ему возможность справиться самостоятельно. Своим невмешательством взрослый как бы говорит: «Ты молодец! Я в тебя верю. У тебя все получится». Помощь воспитатель оказывает детям при необходимости.

Художественно-эстетическое развитие. На занятиях по данному направлению развития затруднения детей могут быть связаны с тем, как подобрать краску нужного оттенка, «открыть» новые приемы рисования, лепки или аппликации. Возможно, новый прием найдет только один ребенок – и тогда педагог попросит его поделиться своим опытом с остальными, и все дети в группе смогут оценить творчество своего сверстника.

Физическое развитие. На занятиях по физической культуре или в ходе подвижных игр педагог также может предоставить возможность найти способ, как преодолеть возникшие препятствия. В этом случае задачи физического развития педагог решает вместе с задачами социально-коммуникативного развития детей: развивает у них уверенность в себе, в своих силах, воспитывает такие важные качества, как желание оказать помощь, вместе добиться желаемого результата.

Таким образом, педтехнология «Ситуация» универсальна. С ее помощью педагоги смогут сформировать у детей механизмы саморазвития, личностного развития, развивать детскую самостоятельность в совокупности с ответственностью, инициативность вместе с желанием реализовать инициативу в практической деятельности. Дошкольники научатся находить и обосновывать выход из затруднений и достигать собственного позитивного результата. Таким образом, эта педтехнология поможет педагогам развивать у детей механизмы адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, научить их действовать самостоятельно, в том числе в условиях неопределенности.

Пример педтехнологии по ФЭМП в младшей группе.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.