11.11.2020
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное
отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс.
Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры,
развиваемый у дошкольников. При работе появляется следующая проблема: какие
педагогические технологии экологического образования у детей старшего
дошкольного возраста будут способствовать осознанно – правильному отношению к
природе.
Одной из технологий является игровая технология. Строится как целостное
экологическое образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и
объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются
последовательно:
·
Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные
признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
·
Группы игр на обобщение экологических терминов;
·
Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать
реальные явления от нереальных;
·
Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово,
фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота
каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным,
занимательным.
Одной из таких форм является квест. Что же такое «квест»? Откуда он пришел
к нам?
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых
игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их
компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в
виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в
«реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия.
Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность,
предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и
в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно новое, молодое
нововведение, но несмотря на это оно уверенно набирает обороты и становится
популярным и востребованным направлением.
Квест (англ. quest) – поиск,
приключение или приключенческая игра (англ. adventure game) — один
из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой
интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими
элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование
мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач,
требующих от игрока умственных усилий. Такую игру можно проводить как в
помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или
спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада), так и на улице.
Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам,
выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности
состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению
следующего, что является эффективным средством повышения двигательной
активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
В образовательном процессе квест - это специально организованный вид
исследовательской деятельности, где обучающиеся осуществляют поиск информации
по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей,
заданий. Это - своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где
они должны реализовать определенные задачи. Задачи могут быть самые разные по
своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные, для
решения образовательных задач используются ресурсы какой-либо территории или
информационные ресурсы.
С помощью квест-игр дети полностью погружаются в происходящее, получают
заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Квест не
только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и
способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что
стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах
присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности
(неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют
развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к.
участники могут дополнять квесты по ходу их прохождения. Использование квестов
позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить
рамки образовательного пространства.
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время,
обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому
проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане
подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.
При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить
цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию
участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и
написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать
участников. Детей заинтриговать значительно легче, чем взрослых
(родителей, педагогов), поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы
родители стали нашими партнерами и активными участниками.
При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и
то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое
пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и
организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в
определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В
зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы: линейные,
штурмовые и кольцевые.
В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная
с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже
имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах
принимают участие не только дети, но и родители. Для составления маршрута
можно использовать разные варианты:
·
Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции
и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ
на которые и будет то место, куда надо последовать);
·
«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с
названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети
перемещаются от станции к станции);
·
Карта (схематическое изображение маршрута);
·
«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены
фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
·
Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят
задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей
станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.
Чаще всего используются в работе с детьми линейные квесты, где
участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой
точке, на конечной станции.
Штурмовые квесты хорошо проходят в младшем возрасте, т.к. могут
проводиться как в закрытом помещении, в группе, так и охватывать разное
пространство. Особенностью таких квестов является то, что дети могут проявлять
свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для малышей это могут
быть элементарные задания такие как: найди спрятанные игрушки в группе; найди
геометрические фигуры, которые спрятались в группе (их заранее надо повесит в
разных участках группового помещения), из которых потом можно сделать аппликацию
и т. д.
Кольцевые квесты очень похожи на линейные, только они начинаются и
заканчиваются в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в
разном порядке, не как в линейном, только в определенной последовательности.
Такие квест-игры широко используют в работе с детьми педагоги нашего
детского сада. Этим летом в рамках реализации проекта «Мы туристы» педагогами
старших групп был организован квест-поход «Юные следопыты». Ребята, следуя
разработанному маршруту, преодолевая препятствия, закрепили правила безопасного
поведения в природе, освоили простейшие туристические умения и навыки,
совершенствовали двигательные способности, направленные на укрепление здоровья
и выносливость.
Интересным подходом в работе с родителями стало проведение квест-игры с
участием детей, родителей и педагогов в средних группах «Знатоки природы».
Участники двигались по указанному в карте маршруту и выполняли здания на
различных станциях: «На неведомых дорожках», «Лесные загадки», «Грибное
лукошко». Такие мероприятия способствуют созданию положительных эмоциональных
переживаний детей и родителей от совместной деятельности. У ребят формируется
стремление проявлять заботу о животных, бережное отношение к растительному
миру, пробуждается желание участвовать в охране окружающей среды.
Участниками квест-игры «В поисках волшебного дара» стали дети и родители
подготовительных групп. Дети искали волшебный дар фокусника Крекса. Действие
квеста происходило на летней спортивной площадке, где дети разделились на две
команды и вместе со своими педагогами разошлись по разным лабораториям, где их
встречали разные герои Кот Базилио и Лиса Алиса, Симка, баба – Яга, Барбоскин
(в роли сказочных героев выступили родители), вместе с ними дети проводили
разные эксперименты с водой, песком, воздухом, магнитами. За успешно
выполненное задание герои давали детям жетоны. А в конце обе команды
встретились снова на летней спортивной площадке, отдали заработанные жетоны
фокуснику, к которому вернулся его дар, и он показал детям фокусы с воздушными
шарами.
Квесты помогают
активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой
задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности,
воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и
наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и
внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств.
Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности,
действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует
сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также
улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то,
что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ,
укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Фокусник: Уважаемые участники, я приготовил для вас
увлекательную программу, но главный волшебник Валтер заколдовал меня, лишил
моего дара и забрал Волшебную книгу. Для того чтобы помочь мне, вам необходимо
пройти ряд испытаний: в разных лабораториях вас ждут сложные
задания-эксперименты. После каждого выполненного задания вы получите жетоны. А
чтобы вам было проще найти лаборатории, вы получите карту с подсказками. Вас
ждут трудные опыты и задания, но я верю, что вы справитесь! Участники получают
карту, рассматривают её и находят лаборатории.
Лаборатория №1
(«Волшебная песочница»)
Опыт с песком «Кладоискатели»
Уважаемые участники, Вы готовы помочь Крексу? Первый жетон
спрятан в песочнице. Надо с помощью сита отыскать жетон в большой куче песка.
Молодцы, получите свой первый жетон. Хотите заработать ещё один? Постройте из
песка для меня красивый замок. Какие свойства песка помогли вам справиться с
заданиями? Ответы участников: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него
можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит
потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом
песке между песчинками находится воздух. Очень хорошо. Желаю вам удачи в
следующей лаборатории.
Лаборатория №2 «Волшебница – вода»
Уважаемые участники, вы любите эксперименты с водой? Вот
следующее задание: надо достать яйцо от киндер – сюрприза из кувшина, не
опуская руки в него. Из всего ассортимента материалов участники должны выбрать
воду, но воды недостаточно для того, чтобы достать яйцо. Чтобы поднять уровень
воды можно воспользоваться камнями. Камешки, заполняя кувшин, поднимают уровень
воды. Отлично справились с заданием и заработали жетоны.
Лаборатория №3 «Чудесный магнит»
А теперь следующий опыт. «Представьте, что вы стоите на берегу
моря и очень хотите достать ракушку». Перед участниками емкость с водой
(пластиковая бутылка). На дне ракушка, к ней привязан металлический предмет.
Участникам необходимо достать ракушку. Секрет в том, что магнит не проходит в
горлышко емкости. Но магнит может притянуть металлический предмет через стенки
емкости. «Какое свойство магнита вы использовали?» Ответы участников: магнит
притягивает железо даже через стенки бутылки. «Вы очень ловкие и смелые ребята,
справились с заданием и
Участники с жетонами возвращаются к фокуснику. Фокусник
проверяет вернулся ли к нему волшебный дар, показывает для участников квеста
фокус.
Фокусник: Спасибо, дорогие участники, вы помогли мне вернуть мой
дар, но ведь Волшебная книга так и не найдена. Может быть на карте есть ещё
подсказка?
Участники: На карте нарисован лабиринт.
Фокусник: Чтобы добраться до ларца с волшебной книгой, надо
провести одного человека по лабиринту! Одному человеку завязывают глаза и
запускают в лабиринт, который выложен на полу верёвками. Вся остальная команда
должна провести участника по всему лабиринту так, чтобы он не вышел за пределы.
Любой заступ за линию и проходить лабиринт придётся с самого начала. Проводя
его по лабиринту, каждый участник команды может произносить только одно слово и
только в свою очередь. Если проводники сбиваются, говоря два слова или не в
свою очередь - слепой начинает проход лабиринта сначала. Таким образом, дети
вскоре начинают говорить примерно так: «Иди 1шаг вперед», «2 направо, «3
налево», «Стой»... и т. д. В конце лабиринта участники находят ларец с
Волшебной книгой (энциклопедия опытов и экспериментов).