01.09.2023
31.08.2023
В зависимости от способа организации деятельности
воспитанников, применяю различные методы (способствующие приобретению новых
знаний; формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания):
В своей педагогической деятельности использую
новые технологии и методы обучения
дошкольников.
- проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь
создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно
эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная
ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии,
степени заинтересованности;
- исследовательский метод, который способствует
высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь
«партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы,
делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;
- метод экспериментирования; ведь дошкольники –
прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное
стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной
ситуации.
- интегрированный метод является для меня
инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и
творческие способности.
- обучения организую в форме игры, так как именно она
является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы
обучения:
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие
вопросы, совместная деятельность;
- проблемные и игровые обучающие ситуации;
- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать
интерес к поисковым действиям);
- развивающие игры и упражнения (помогают направить
внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);
- задания творческого типа (с одновременной
активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и
познавательную деятельность детей);
- учебно-методические (формируют мотивацию для
обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями
детей дома и на улице;
- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения,
оценка).
1. Методы организаций и осуществления
учебно-познавательной деятельности
а) по источникам: словесные
(рассказ, беседа, объяснение),
- наглядные (показ, демонстрация,
иллюстрирование),
LEGO-конструирование больше,
чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических
способностей детей. Оно объединяет в себе элементы игры с экспериментированием,
следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников,
развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и
навыки общения, способствует самовыражению, расширяет кругозор, позволяет
поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности
дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в
шко В современном обществе идет внедрение роботов в нашу жизнь, очень
многие процессы заменяются роботами. Сферы применения роботов различны:
медицина, строительство, метеорология и т.д. Очень многие процессы в жизни,
человек уже и не мыслит без робототехнических устройств (мобильных роботов):
робот для всевозможных детских и взрослых игрушек, робот – сиделка, робот –
нянечка, робота – домработница и т.д. Специалисты, обладающие знаниями в этой
области сильно востребованы.
- практические (упражнения, приучение, трудовые
действия)
б) по логике: индуктивные, дедуктивные
в) по мышлению: репродуктивные,
проблемно-поисковые, исследовательский
2. Методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, дискуссии,
создание ситуаций успеха, разъяснение, поощрение и порицания
3. методы контроля и самоконтроля
Форма
обучения:
групповая, индивидуальная, коллективная,
Форма организации обучения: НОД (доминантные,
традиционные, интегрированные, тематические), игровая ситуация, чтение,
мастерская, коллекционирование (разных видов театр. кукол), экскурсия,
праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность.
Нестандартные формы проведения занятий – занятие-сказка, занятие-путешествие,
занятия – викторины, конкурсы. Для организации деятельности воспитанников
используется информационно-ресурсное обеспечение образ процесса – совокупность
технологических средств, информац и коммуникационных технологий: компьютер,
проекторы, мультимедийные доски
Средства: визуальные (зрительные-предметы, игрушки,
картинки и т.д.), аудиальные (слуховые-магнитофон, муз инструм,аудиозаписи),
аудиовизуальные (зрительно-слуховые – видеофильм, музык презентация, звуковой
фильм, телевидение), словесные (книги, энциклопедии)
В Федеральном Государственном образовательном
стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для
успешной реализации программы является использование в образовательном процессе
методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их
психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения
интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю
следующие современные образовательные технологии и методы:
- здоровьесберагающие
технологии;
- трилингвальная
технология
- игровые
технологии;
- групповой
сбор;
- организация
ОД по центрам активности;
- технология
деятельностного подхода;
- технология
исследовательской деятельности;
- ИКТ.
В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения
дошкольников.
- проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь
создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно
эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная
ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии,
степени заинтересованности;
- исследовательский метод, который способствует
высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь
«партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы,
делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;
- метод экспериментирования; ведь дошкольники –
прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность,
постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в
проблемной ситуации.
- интегрированный метод является для меня
инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и
творческие способности.
- обучения организую в форме игры, так как именно она
является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы
обучения:
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие
вопросы, совместная деятельность;
- проблемные и игровые обучающие ситуации;
- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать
интерес к поисковым действиям);
- развивающие игры и упражнения (помогают направить
внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);
- задания творческого типа (с одновременной
активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и
познавательную деятельность детей);
- учебно-методические (формируют мотивацию для
обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями
детей дома и на улице;
- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения,
оценка).
Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче
и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не
только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на
схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.
Методы - упорядоченные способы взаимодействия
взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного
образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и
детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие
методы:
• методы
мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и
приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации,
игры, соревнования, состязания и др. );
• методы
создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и
приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к
положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные
ситуации);
• методы,
способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и
деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение
художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение
и др.);
• информационно-рецептивный
метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом
изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и
диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей,
чтение);
• репродуктивный
метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов
деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца
воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или
предметно-схематическую модель);
• метод
проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в
процессе организации опытов, наблюдений;
• эвристический
метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в
решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
• исследовательский
метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для
экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
Метод «проектов» самый трудный, но
интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную
деятельность участников образовательного процесса: воспитатель – ребенок,
ребенок–родители, воспитатель – родители, ребенок – воспитатель – родитель –
педагоги. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения,
творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку
обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.
Метод проектов способствует
развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной,
технологической, информационной.
Большинство детей умеют вести диалог с взрослыми
и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы,
умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою
точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая
часть детей называют источники информации, устанавливают
причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со
здоровьем и окружающей средой. Дети могут получать сведения при помощи
взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают
источники информации, используют вопросы разного типа.
Личностно – ориентированные технологии
Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным
является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет
вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.
Способ общения – понимание, признание и принятие
личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и
перспектив его дальнейшего развития. Я стараюсь быть партнером детей во всех
видах деятельности. Занятия провожу в разных формах: коллективные, работа в
парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа,
свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение
и т.д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня развития
детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких
оценок «правильно – неправильно», «хорошо – плохо». Предлагаю детям оценивать
друг друга, использую самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживаю
детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне
занятий.
С целью улучшения психологической атмосферы в группе
стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию.
Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной
деятельности, во время прогулок), я откликаюсь на любую просьбу ребенка в
совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах
деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе
дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в
группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате
создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического
процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети;
дети-взрослые; педагоги – родители.
Результат: Таким образом, педагогический процесс в
группе, представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной
жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой, и просят родителей
прийти за ними позже.
Информационно-коммуникативные технологии
В своей работе я активно внедряют новые
образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов,
консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации, так и
созданные самостоятельно. В данной сфере я стремлюсь быть компетентной в работе
с данным ресурсом: хорошо знаю технические основы, владею методическими
приемами использования данного ресурса. Кроме того неотъемлемой частью моей
работы является саморазвитие. И здесь ИКТ тоже возможно: это создание
электронного портфолио.
Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном
учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению
его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.
Новые условия жизни общества требуют принципиально
новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед
современными образовательными учреждениями. Они находятся в поиске содержания,
средств, и методов образования, которые соответствовали бы изменившимся
условиям.
Игровые технологии
Для социального развития ребенка важно создание
условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной
деятельности использую все виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные,
дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные,
социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных
процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и
социальные навыки, умение работать в коллективе.
Используя в педагогическом процессе народные игры,
своей работе я не только реализуют обучающие и развивающие функции
игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно
приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление
регионального компонента образовательной программы детского сада.
Использование игровой технологии театральной
деятельности, помогает мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями,
знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует
диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует
нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что
применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает
влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять
текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на
повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных
последствий образования.
Таким образом, понимая, что
игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь
организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог
получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от
того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет
строить реальные отношения.
Все формы реализации Программы могут выступать и в
качестве методов (проектная деятельность - интегративный метода проектов).
Технологии предметно – развивающей среды
Для того, чтобы достичь определенных
результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую
разнообразную деятельность ребенка: Центр искусства, Центр книги, Центр
строительства, Центр игры, Центр науки.
Основные цели организации Центров:
- ребенок развивается наилучшим образом, если он
включен в активную деятельность;
- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все
дети проходят через типичные периоды развития;
- для успешного развития ребенка необходимо
объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.
Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств
для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и
любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это
помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения
развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает
разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом
самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой
самообразования.
Средства реализации образовательной программы - это
совокупность материальных и идеальных объектов:
• демонстрационные
и раздаточные;
• визуальные,
аудийные, аудиовизуальные;
• естественные
и искусственные;
• реальные
и виртуальные;
• двигательной
(оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и
др.);
• игровой
(игры, игрушки);
• коммуникативной
(дидактический материал);
• чтения
художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги,
иллюстративный материал);
• познавательно-исследовательской
(натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том
числе макеты, карты, модели, картины и др.);
• трудовой
(оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки,
аппликации, рисования и конструирования);
• музыкально-художественной
(детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).