Организация образовательной деятельности по выполнению вариативной части ООП ДО

24.08.2019

Кружковая работа по познавательному развитию

« Юный эколог»

Кружок посещают дети со второй младшей группы. Длительность занятий составляет от 15 – 30 минут. Кружок проводится один раз в неделю, во вторую половину дня. Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

За основу работы кружка взята парциальная программа «Юный эколог»,  С. Н. Николаевой, которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка – формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «Юный эколог» призвана решать следующие задачи:

Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

Наглядные методы:

– экскурсии, целевые прогулки;

– наблюдения;

–  рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

– проведение дидактических игр;

Словесные методы:

– чтение литературных произведений;

–  беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

– проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

– загадывание загадок;

–  проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

– организация продуктивной деятельности детей;

– организация труда.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили  особое внимание на следующие основные направления.

Познавательно – развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Живой уголок  – это частичка природы в нашем детском саду. Постоянное общение с живой природой, проведение наблюдений и опытов, забота о животных и выращивание растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность, прививают любовь к природе.

Труд и наблюдения в Живом уголке  мы организуем в течение всего учебного года. Систематическая работа в  Живом уголке решает многие задачи экологического образования, а так же помогает активизировать познавательную, речевую, трудовую сферы деятельности наших воспитанников. Растения в Живом уголке  являются ценным дидактическим материалом при организации образовательной деятельности с детьми. В аквариуме живут рыбки. Наблюдения за рыбками разнообразны, а уход за ними вполне доступен детям (кормить, менять воду). Постоянными жителями Живого уголка являются птицы. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за попугаями, кормят их, следят за чистотой клеток вместе с воспитателями. Труд по уходу за птицами формирует у ребят бережное отношение к ним, а также активизирует словарный запас.

Большую радость детям приносит общение с водяной черепахой, которая  очень нравиться детям. Ребята с удовольствием наблюдают за повадками этого забавного животного, кормят его. Дети понимают, что правильный уход за черепахами невозможен без поддержания чистоты среды обитания (террариумов) и личной гигиены животного. Ребята не забывают ежедневно мыть и менять воду в террариуме  для черепахи. В просторной клетке живут морские свинки, им скучно без общения. Поэтому педагоги с детьми устраивают для них разнообразные развлечения  –  дают мячик, мастерят лабиринты из бумаги. Ребятам нравится брать их на руки и кормить с ладошки.

Наши дети очень положительно реагируют на встречу с прекрасным, их лица расцветают, глаза начинают светиться, когда они смотрят на животных. Какие положительные эмоции появляются у ребят, когда им дают погладить черепаху, покормить рыбок. Живой уголок для многих детей остаётся единственной возможностью близко пообщаться с животными, стать частью самой природы, ещё глубже понять, полюбить её, стать внимательнее и добрее, уважительно относиться к окружающей среде Родного края.

Труд и дежурство в Живом уголке

Привлекать воспитанников к труду в Живом уголке воспитатели  с самого раннего возраста. Дети  младшей группы  вместе с воспитателем поливают растения, обтирают  под его контролем большие плотные листья влажной тряпочкой. Младшие дошкольники с удовольствием помогают воспитателю полить растения.

Организация наблюдений в Живом уголке

Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов. В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.

Наблюдение в ДОУ – это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

В дошкольном возрасте у ребёнка отчётливо выражена потребность знать всё, а наблюдение призвано удовлетворить её.

Наблюдение за окружающей средой – важный момент развития детей. Прогулки на свежем воздухе закаляют организм, а созерцание различных природных явлений расширяет кругозор. Изучение свойств растений и животных воспитывает у дошкольников бережное и заботливое отношение к окружающему миру, наблюдение за созданными человеком объектами – формирует представления о жизни в обществе. Главное – грамотно проводить наблюдение, реализовывая обучающие, воспитательные и развивающие цели методической работы с детьми.

         Огород на подоконнике

В группах детского сада разбиты «огороды на подоконнике». Наши детки, с большим интересом и азартом принимают  участие в оформлении огорода. Сажают лук, помидоры, огурцы, перцы, укроп, салат, петрушку. Сами поливают растения. И конечно ждут - не дождутся, пока все вырастет и можно будет посадить нашу рассаду на большой огород на улице.

Дети  наблюдали за ростом растений, воспитатели проводят опыты, эксперименты.                  

  Огород на территории ДОУ.

Дошкольное детство –  начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Наличие огорода в  нашем детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, наблюдения и практическая деятельность по уходу за растениями.

Огород в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется посмотреть на цвета зелени или первых весенних цветов. Нет ничего, приятнее создать  самый настоящий огород под окнами детского сада. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте  выращиваемых растений и результатам своего труда. А сколько радости доставляют детям первые посадки и всходы.

Целью образовательной деятельности с детьми в огороде является расширение и обобщение знаний о культурных  огородных растениях, которые можно вырастить, ухаживать за ними, осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

А задачи перед собой мы ставим следующие:

Расширять и уточнять представления детей об овощных культурах, растениях огорода.

Учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Развивать познавательные и творческие способности детей.

Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.

В результате все испытывают большое удовольствие, а у детей появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую работу, доставляя радость окружающим людям. Итак, что же дети могут делать в огороде? Чем им помочь?               

Обработка почвы. Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. После, перекопки переходим к  разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

Посев семян.  Дети принимают активное участие в посеве рассады для огорода. Все вместе сажают тыкву, свеклу, редис, укроп, салат, морковь огурцы, помидоры. Сеять семена могут дети во всех группах. Воспитатели  рассказывают детям, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток.  В группах круглый год на подоконнике  выращиваем рассаду помидор, перца, лука, петрушки, огурцов.

 Сбор урожая – самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Сбор урожая проводят дети всех групп. Это очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Таким образом, огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания дошкольников.



Кружковая работа по художественно – эстетическому развитию « Цветные ладошки»

Кружок посещают дети со средней группы. Работа кружка направлена на развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Работая с детьми, мы обращаем внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других детей большей калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения работы. Большую часть свободного времени они любят заниматься рисованием. Они интересуются новыми техниками рисования, им интересна тема беседы о жанрах изобразительного искусства. В связи с этим мы решили разработать для детей программу кружка «Цветные ладошки» по изобразительной деятельности, чтобы помочь развитию их творческого потенциала, творческого мышления.

Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Цветные ладошки» является инновационным образовательным программным документом.

Новизна –  приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования.

Доступность – работа по парциальной программе И.А. Лыковой « Цветные ладошки» В программе представлен новый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Всё в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для меня – преподавателя.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. Эмоции –  это и процесс, и результат практической деятельности – художественного творчества.

Цель работы:

– формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изо. деятельности;

– развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Развивающие:

– формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

– развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

– формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

– развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Методы работы:

• Индивидуальный.

• Групповой.

• Наглядный.

Формы работы:

–  рассматривание картин и книжных иллюстраций;

– оформление выставок;

– чтение и обсуждение художественных произведений;

– игра дидактическая;

– продуктивная деятельность.

Длительность занятий составляет от 20 – 30 минут. Кружок проводится один раз в неделю, во вторую половину дня. 

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.08.2019

Дата обновления: 14.12.2021

Дата публикации: 24.08.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.